Эффект экрана. Экранопланы и экранолеты. Проекты КМ, Лунь, Орленок, ВВА-14.

Экраноплан Орленок

Экраноплан Орлёнок - выстраданное и забытое детище великого Алексеева. Этот прототип должен был обеспечить себе большое будущее, но так и не добился успеха и не получил распространения. Специальный десантный экраноплан, разработанный для ВМФ, стал великим проектом ЦБК по СПК. Только во время внедрения проекта планировалось создать и выпустить как минимум десять моделей.

«Орлёнок» предназначался для переброски десантников на расстояния до 1500 км, благодаря своей живучести и выносливости мог совершать посадку на любой поверхности. Развивая скорость до 500 км в час, и находясь при этом на высоте 2 метров от воды или земли, он мог вместить в себя 200 полностью вооруженных пехотинцев или два танка.

экраноплан орленок

Впервые экраноплан типа «Орлёнок» был испытан в полете в 1972 году. Тогда испытания прошли удачно, только в одном полете, при ударе об воду, от летательного аппарата оторвалась корма. После этого было принято решение заменить материал сборки, чтобы сделать экраноплан более выносливым. Начиная с этого времени, экранопланы строились каждые три года.

проект экраноплана Орленок

Всего было построено и испытано 5 экранопланов типа «Орлёнок», все из которых вошли в состав ВМФ, была создана даже специальная авиагруппа управления экранопланами. Дела шли прекрасно, «Орлята» легко проходили испытания, всего их планировалось построить 120. Со смертью министра обороны Д.Ф.Устинова Маршала Советского Союза, в 1984 году, экраноплан типа «Орлёнок» стал никому не нужен. Проект прикрыли, а новоиспеченный министр (танкист в недавнем прошлом) Сергей Соколов решил выложить деньги «орлят» на строение атомных лодок. В 2007 году почти все экранопланы типа «Орлёнок» были списаны. Наиболее ухоженный, по внешнему виду, летательный аппарат сейчас находится в музее ВМФ в Москве.

На базе проекта «Орлёнок» в некоторых мировых институтах разрабатываются модификации этого экраноплана, ведь он может не только парить над поверхностью, но еще и подниматься в высоту, выполняя все функции самолета.

Ваш комментарий

Автор *
E-mail
Текст *
Защита от автоматических регистраций. Введите результат сложения.
1+Oдин* =

 

* - Поля обязательные для заполнения



Комментарии к материалу

Nbdthg Jycfgjtyuj написал:
иэх... за державу обидно, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
10.04.2012 (20:58)
 
Иванов Аркадий Васчильевич написал:
"Орлёнок" - "оморяченный" вариант десантного экранолёта Т-1 (транспортный первый) для ВДВ. Максимальная высота полёта должна была составлять 7500 метров. Именно при докладе об экранолёте министр Бутома сказал: "Судами, которые летают выше телеграфного столба судпром не занимается" и потом всю жизнь ставил ЦКБ по СПК "палки в колёса". Из-а "политических" игр минсудпрома Т-1 реализован не был, но на базе его был разработан "Орлёнок" (проект 904). Вместить в себя он мог или 150 пехотинцев с лёгким стрелковым оружием, или средний танк с экипажем. Никаких ударов о воду (или посадки на скалы, как писали некоторые незнайки) не было. Алексеев был вынужден идти в полёт для выполнения плана, не дождавшись результата статиспытаний корпуса, ослабленного доработки. "Надавили" зам. нач. 2-го главка МСП Псарёв и главный наблюдающий ВМФ Ивашкевич. Алексеев сам был на борту аппарата, который разрушился в том месте, за которое онбеспокоился. Всего было построено 5 "орлят". Два разрушены при статиспытаниях, три испытаны и приняты в состав ВМФ. Алексеев сам не хотедл тиражировать "Орлят" из-за неоптимальности по ряду параметров. Но не успел их перепроектировать. Экранопланы подчинялись вначале дивизиону кораблей в Махачкале, а потом, как отдельная 11 авиабригада были переподчинены ВВС черноморского флота. Эксплуатация продолжалась до развала СССР. Один "Орлёнок" был разбит в 1992 году при показе американцам, один отбуксирован на химкинское водохранилище в музей славы военно-морского флота России. Всё это отражено в книге "Корабелы в пятом океане" А. Иванов, бывший зам. начальника ЦКБ по СПК по испытаниям экранопланов.
16.11.2015 (16:37)