Проект Энергия-Буран. Незавершенная эпоха советских шаттловых космических технологий. Площадка 250 космодрома Байконур.

Перспективы развития многопользовательских технологий спейс-шаттлов в России в наши дни

Когда разрабатывался американский «Спейс Шаттл» и советские ученые приступили к созданию космического корабля для СССР, они увидели что технология, которая была использована в шаттлах, действительно работает! Существовало несколько подходов к решению задачи: разрабатывать что-то новое, продолжать проект «Спираль» (который был предшественником Бурана и Энергии) или же использовать готовую технологию шаттла.

Технология, воплощенная в проекте «Шаттл», уже была успешно опробована. Американский аппарат к тому времени уже совершил успешные пробные полеты. Учитывая то, что медлить нельзя было, самым оптимальным вариантом стало создание копии американского аппарата. Именно поэтому первоначальная конструкция советского «Бурана» почти в точности повторяет шаттл. Но советские конструкторы на этом не остановились. Сначала решено было модифицировать ускорители и сделать их жидкотопливными. Далее была продумана более совершенная система. В ней в отличие от американского комплекса, который может подняться только с шаттлом (суть в том, что двигатели шаттла используются для выхода в космос), была реализована возможность взлета Энергии с другим объектом на буксире. Единственным минусом советской разработки стал большой вес конструкций.

Недостатком американского шаттла было то, что аппарат не может зайти на посадку в автоматизированном режиме. Кроме того, его также нельзя посадить в определенной точке. Эта особенность приводит к необходимости строительства нескольких посадочных площадок. А вот «Буран» в противовес «Шаттлу» мог заходить на посадку в нужном месте и садиться в полностью автоматизированном режиме. Кроме того, система могла обеспечить вывод грузов на орбиту массой около 100 тонн. Есть также еще одно существенное отличие – это работа системы безопасности.

«Буран» не только садился в полностью автоматическом режиме, но и существенно лучше была продумана в советском корабле безопасность экипажа. Кроме того, была предусмотрена катапульта, которая предназначалась для эвакуации первого и второго пилота на небольших высотах. Также «Буран» мог отсоединяться от ракеты-носителя на большой высоте. Именно благодаря возможности отсоединения корабль мог совершить самостоятельную посадку.

После того, как произошла авария на американской «Колумбии», о вышеперечисленных возможностях советского изобретения заговорили вновь. Кстати, эта катастрофа стала одной из причин того, что проект «Спейс Шаттл» закрыли. Ходят слухи, что теперь НАСА заинтересовал проект «Энергия-Буран» и якобы даже шла речь о том, чтобы сделать заказ России на один аппарат типа «Буран».

В то же время Россия заявляла о том, что существует возможность возврата к этой программе ближе к 2018 году, а также планируется внедрение ряда полезных разработок, которые бы смогли выводить на орбиту грузы. Кроме того, были озвучены намерения начать новые разработки, связанные с ракетами-носителями многоразового пользования и новыми космическими кораблями. Неизвестно, идет речь о возрождении проекта «Буран» или же имеется в виду начало новых разработок. Но факт остается фактом – эта технология не имеет аналогов, что и было доказано успешным запуском!

Ваш комментарий

Автор *
E-mail
Текст *
Защита от автоматических регистраций. Введите результат сложения.
1+Oдин* =

 

* - Поля обязательные для заполнения



Комментарии к материалу

абдулл написал:
мандарин есть хароший. зачет тагда шатл тратить денги космас. в масква приеду вискажу все на рынок.
31.01.2014 (09:46)
 
я написал:
пакупаю
16.01.2017 (10:02)