купи недорогой товар
 

Проект Энергия-Буран. Незавершенная эпоха советских шаттловых космических технологий. Площадка 250 космодрома Байконур.

 
Понравилось?
Расскажите друзьям!
 


История проекта Буран началась в 1960 г с появления космического аппарата Спираль

История начала проекта «Буран» уходит далеко в 1960 годы, когда разработка космических аппаратов только начиналась. Первым проектом авиационно-космического аппарата была «Спираль». Этот орбитальный самолет должен был обеспечить Советскому Союзу влияние в борьбе за космическое пространство. Но программу до конца не реализовали, потому что было принято решение о разработке более перспективного проекта «Буран».

После начала работы США над проектом «Спейс Шаттл», правительство Советского Союза стало демонстрировать беспокойство относительно данной проблемы. Проводились совещания, на которых и обговаривалась возможная стратегия поведения США. Некоторые специалисты заявляли, что «Спейс Шаттл» - всего лишь слухи, направленные на то, чтобы СССР ввязался в очередную гонку вооружений. Но после успешного запуска американского аппарата, стало очевидным то, что вся эта история – не блеф. Тогда же начали возникать теории применения будущих разработок. Были выдвинуты гипотезы о том, что американская разработка может быть использована для сброса ядерных бомб.

В марте 1972 года было собрано специальное совещание, на котором присутствовали представители всех передовых НИИ, а именно: Центральное НИИ машиностроения МОМ, ЦНИИ МО, Главное управление космических средств и ВВС. Участниками совещания рассматривались утверждения о том, что в планах у Америки захватить советские космические аппараты, посбивать с орбиты спутники и выкрасть станции Советского Союза. Директор ЦНИИмаш Мозжорин Ю.А. сразу же заявил о том, что «Спейс Шаттл» - проект именно военного назначения. Единого мнения в ходе собрания достигнуто не было.

Второе совещание, которое состоялось в апреле 1972 года, проводилось при участии главных конструкторов: Мишина В.П., Глушко В.П., Челомея В.Н., Афанасьева С.С., а также других представителей ЦНИИмаш и 50 Центрального НИИ. В итоге решено было начать разработку проекта и определить НИИ, которое воплотит его в жизнь.

Исходя из вероятных угроз, которые потенциально мог нести заокеанский «Космический шаттл», решено было взять за основу технологию шаттла и сделать лучше. В 1975 была спроектирована первая советская ОС-120. От шаттла данный аппарат отличался четырьмя жидкотопливными ускорителями в противовес американским двум, работающим на твердом топливе. Разработки продолжились, и уже через год была придумана ОК-92, которая, по сути, позволяла работать как над воплощением корабля, так и над созданием ракеты универсального применения, обладающей большим весом. Уже к 1978 году «Буран» стал таким, каким и совершил свой полет.

Осуществление проекта «Энергия-Буран» взяло на себя НПО (Научно-производственное объединение) «Молния» во главе с Глебом Лозино-Лозинским. Более 70 министерств, 1 млн. человек, 1286 предприятий принимало участие в воплощении проекта на всех его этапах. При этом за 18 лет существования программы на нее ушло 16 млрд рублей по курсу 90-х годов (для сравнения американский «Шаттл» стоил приблизительно 160 млрд. долларов). Главным заводом, который должен был взять на себя выпуск аппаратов, стал Тушинский машиностроительный. Там же и был произведен первый экземпляр в 1984 году.

Все космические аппараты перевозились по воде в Жуковский, потом с аэродрома их поднимал особый транспортировщик – самолет ВМ-Т и доставлял в Байконур, на «Юбилейный». Там уже была подготовлена специальная полоса, которая была существенно усилена дополнительными конструкциями и реконструирована. Кроме этого, советские ученые предусмотрели два места для аварийной посадки, которые были специально оборудованы для посадки космического аппарата («Багерово», Крым и «Восточный» близ Приморья). В Ливии, а также на Кубе размещались дополнительные места для посадки. Всего дополнительных вариантов места приземления существовало 14.

Так начиналась история проекта «Энергия-Буран»…

Ваш комментарий

Автор *
E-mail
Текст *
Защита от автоматических регистраций. Введите результат сложения.
семь+три* =

 

* - Поля обязательные для заполнения



Комментарии к материалу

Комментариев к материалу пока нет. Ваш комментарий будет первым.