Проект Энергия-Буран. Незавершенная эпоха советских шаттловых космических технологий. Площадка 250 космодрома Байконур.

Первые удачные запуски проекта

После первой неудавшейся попытки запуска, было принято решение об устранении тех недочетов, которые привели к аварийной отмене старта и обеспечении лучшей подготовки. 15 ноября 88 года – день второго запуска «Энергии – Буран». Подготовка к страту длилась около 11 часов. По свидетельствам очевидцев, в тот день вся команда волновалась (даже сам Лозино-Лозинский переживал). Несмотря на тревогу, запуск все же состоялся в назначенное время. «Энергия» взмыла верх, для того, чтобы вывести «Буран» на орбиту. На часах было 06.00.02 утра.

Сам полет длился 206 минут и за это время «Буран» осуществил 2 полных витка вокруг нашей планеты. Камеры, которые были на борту, из-за незначительного крена, сняли кадры поверхности Земли, которые стали легендарными из-за массового использования в СМИ. Съемка с космоса транслировались сотнями телеканалов, весь мир увидел полет «Бурана». За все время полета несколько раз пропадала связь (при заходе в атмосферу Земли на 15 минут, а также несколько раз на гораздо меньшие промежутки).

Кроме того, беспокойство вызвало то, что кусочки обшивки корабля отделялись и сгорали по ходу движения. Это было видно с камер, расположенных на борту. Еще во время полета из-за этого обстоятельства возникло множество опасений относительно того, не сгорит ли обшивка полностью при заходе в атмосферу. Уже после приземления на аэродром «Юбилейный» в Байконуре и проведения тщательного осмотра оказалось, что урон не был критическим и состоял в том, что оторвалось несколько плиток теплозащиты.

Изначально весь полет планировался автоматическим, что и было выполнено на всех стадиях полета, несмотря на возможность ручного управления. Кстати, «Буран» вошел в книгу рекордов Гиннеса именно благодаря системе автоматического управления, лучше которой пока что никто не продемонстрировал. Действительно, во время полета, управление осуществлялось бортовым компьютером. Спуск на Землю также проходил в автоматическом режиме. Вначале система управления «Бураном» даже не предусматривала возможности «ручного» управления. Но по прошествии определенного времени пилоты, которые участвовали в испытаниях «Бурана», попросили включить эту функцию.

Когда «Буран» уже заходил на посадку, возникло небольшое отклонение от задуманного курса, которое чуть не спутали с критическими неполадками системы. Но благодаря быстрому реагированию профессионалов, которые разглядели в непредвиденной траектории полета «Бурана» маневр, корабль успешно сел. Лозино-Лозинский отмечал после запуска, что некоторые иностранные корреспонденты, приглашенные на запуск, не дожидаясь приземления «Бурана», уже на стадии полета готовили сообщения о том, что запуск провалился. Но полет прошел отлично и «Буран» попал в книгу рекордов Гиннеса.

К большому сожалению, далеко не со всеми данными о полете «Бурана» можно ознакомиться. Информация записывалась на компьютеры БЭСМ-6, на специальные магнитные ленты, которые использовались для записи. Теперь эти магнитные ленты не представляется возможным расшифровать по той причине, что таких компьютеров просто не осталось в рабочем состоянии. Единственный источник данных, которые были зафиксированы в полете – это АЦПУ-128, распечатки, в которых содержится информация по телеметрии.

Ваш комментарий

Автор *
E-mail
Текст *
Защита от автоматических регистраций. Введите результат сложения.
4+Tри* =

 

* - Поля обязательные для заполнения



Комментарии к материалу

Русский написал:
"Теперь эти магнитные ленты не представляется возможным расшифровать по той причине, что таких компьютеров просто не осталось в рабочем состоянии" - что, оцифровать магнитную ленту можно только при помощи БЭСМ-6? Что за бред?
07.05.2014 (12:50)