Проект Энергия-Буран. Незавершенная эпоха советских шаттловых космических технологий. Площадка 250 космодрома Байконур.

Несколько слов о печальной судьбе проекта Энергия-Буран

К сожалению, дальнейшая судьба «Энергии» и «Бурана» была весьма печальной. В 90-х годах, когда власть сменилась и пришли дилетанты, которые не были профессионалами в космической отрасли, проект начал потихоньку сворачиваться.

Началом закрытия проекта «Буран – Энергия» стало то, что в 90-х годах было принято решение о временном приостановлении работы. Следующим шагом стало сокращение финансирования. Далее к работам над аппаратом такой важности не только для уже бывшего СССР, но и для всего мира власти стали демонстрировать заметное охлаждение.

Далее, уже к 1991 году «Энергию-Буран» переводят на другую программу, а именно: из военной программы шаттл переходит на обеспечение решения хозяйственных нужд. Финансирование проекта существенно уменьшают, и продолжают это делать, выделяя все меньшие и меньшие суммы с госбюджета. Когда объем средств достигает той крайней точки, после которой эксплуатация системы уже невозможна, работу комплекса останавливают.

На момент завершения программы был уже готов второй «Буран» и доделывался третий, более модифицированный экземпляр. Правительство принимает решение о консервации, несмотря на уже вложенные средства и то, что в разработке пребывало пять космических кораблей.

В 1993 году программу окончательно закрывают на неопределенное время. Постепенно территорию космодрома покидают те, кто проводил там исследования и запуски, а также просто нес военное дежурство. О программе начинают забывать. Следствием запустения и отсутствия должного ухода за комплексом становится то, что 12 мая 2002 года в монтажно-испытательном комплексе на площадке под номером 112, падает крыша.

По иронии судьбы под этой крышей оказывается и «Энергия» и «Буран». Также под обломками полуразрушенной крыши погибает восемь человек, которые как раз несли дежурство в комплексе. На данный момент остатков корабля и ракеты там не наблюдается, так как они были вывезены и проданы на металлолом. Вот, собственно, и вся история «Энергии – Буран».

Обвалившуюся крышу вряд ли кто-то будет ремонтировать, а здание продолжает находиться в аварийном состоянии. Весь пусковой комплекс охраняется, но каких-либо работ по ликвидации аварийного состояния множества объектов, которые там размещаются, не проводится. Сейчас из орбитальных кораблей типа «Буран» остались лишь различные образцы летательных аппаратов, которые были собраны специально для испытаний. Известно то, что один образец находится у НПО «Молния», еще один у компании «Энергия». Также известно, что один из образцов принадлежит Герману Лайру, который приобрел его в качестве экспоната для своего музея в Шпайере, за 10 миллионов евро. Кроме того, в Москве, на Пушкинской набережной также можно наблюдать один из образцов. В Центральном парке каждый желающий может полюбоваться образцом орбитального корабля.

Интересным является тот факт, что проект Буран так и не был закрыт, при том, что какие-либо работы по данному проекту также не ведутся. Причина банальная - нет денег. Для официального закрытия программы должен выйти специальный указ Правительства РФ. Что подразумевает выделение огромных денежных средств на консервацию, либо утилизацию оборудования (в т.ч. и УКСС) и спроектированных шаттлов-образцов (14 шт. в различной степени завершенности), списание дебиторских задолженностей государства, перепрофилирование производства, решение различных социальных вопросов.

Ваш комментарий

Автор *
E-mail
Текст *
Защита от автоматических регистраций. Введите результат сложения.
1+Oдин* =

 

* - Поля обязательные для заполнения



Комментарии к материалу

гость написал:
Буран или Шатл. Совсем не поняли все шатл это корабль для подхвата на лету пассажирского лайнера сквозь время из космоса это возможно. Отрубает крылья килем - бензопилой отрезает хвост и загружает горящий Боинг в туловище. Прилетает.
19.02.2016 (16:01)
 
Kriogen написал:
Это надо горбатому за это лысину отбить,за развал всего
08.06.2016 (12:59)