Секреты Московского Метрополитена. Метро-2 и Метро-3. Слухи, догадки и факты.
Расскажите друзьям!
Подземное метро - внеуличный транспорт для граждан
Идея построить подземную железную дорогу зародилась еще в конце XIX –начале ХХ века. Но в то время трамвай приносил высокие прибыли в городскую казну, и конкуренция для него была нежелательна, кроме того вскоре началась первая мировая война, поэтому проекты остались нереализованными.
За послереволюционных полтора десятилетия население Москвы увеличилось в два раза. Наземный транспорт не справлялся, и в июне 1931 года по команде компартии началась подготовка к проектированию метрополитена. И уже в 1935 году первая линия подземного метро была пущена в эксплуатацию.
Часть тоннелей метро сооружались открытым способом, часть – траншейным. Также использовались технологии с применением сжатого воздуха, искусственного водопонижения, силикатизации и замораживания аммиачными холодильными установками для укрепления неустойчивых грунтов.
Из-за споров о виде платформ на каждой станции метро велось несколько параллельных вариантов технических проектов и станций, и платформ, и подходов к ним. Фактическое строительство началось в 1933 году, и расходовалась на него пятая часть годового городского бюджета. При проходке осуществлялось деревянное крепление, все операции в шахтах (разработка, погрузка, размельчение грунта) проводились вручную, чтобы не создавать неудобств городской жизни, деревянные копры ставили во дворах и переулках.
Особое внимание было уделено архитектурному облику станций. Для отделочных работ мрамор и гранит разной палитры привозили из карьеров Кавказа, Карелии, Крыма и Урала. Архитектор А. В. Щусев, создатель Мавзолея, был одним из проектировщиков московского метрополитена. Однако украшения станций архитектурными излишествами требовало материальных затрат и времени, поэтому с 1955 года и до 1970 строительство стало более рациональным и экономичным, проекты заменялись типовыми. Только с 1970 архитекторы вновь вернулись к более плотному решению задач по эстетике подземного метрополитена.
Время внесло коррективы и в технические вопросы: первые тоннели прокладывались в сечении диаметром 5,5 метров, в последующем – диаметром 5,1 метр или прямоугольные размером 4,15 х 4,4 м. Типичный метротоннель содержит один путь с шириной колеи, равной колее российских железных дорог 1524 мм. Для подачи электротока проведен третий рельс, контактный.
Регулярно проводится модернизация подвижного состава. Поезда подземного метро комплектуются по 6-8 вагонов с учетом вместимости платформ метростанций. Кроме того, в московском метрополитене существует традиция создания именных поездов. А для более скорого обеспечения быстрым и удобным общественным транспортом москвичей часть линий метро проведено наземным способом.
Метро Москвы с первых дней своего существования рассматривалось как объект гражданской обороны. Во время Великой Отечественной войны использовалось населением как бомбоубежище. В послевоенное время станции проектировались с учетом возможного нападения на СССР. Поэтому вентиляционные шахты снабжены фильтрами, на выходах из станций предусмотрены герметичные двери, способные выдержать удар взрывной волны и затопление, построены для большого количества людей санузлы, в мирное время не использующиеся, запроектированы дизельные станции на случай прекращения подачи электричества.
Ваш комментарий
* - Поля обязательные для заполнения