Подземный крейсер – засекреченный проект СССР

Устройство геохода Требелева

Для военных машина, способная передвигаться под землей, была перспективной тактической единицей, посредством которой можно было незаметно пробираться на вражеские территории, разрушать командные пункты и подземные объекты противника. Для инженера Требелева геоход, который он лично наименовал «субтеррина», был нечто большим. Ученый настолько был поглощен наукой и желанием сконструировать удивительный аппарат, что назвал Субтерриной свою единственную дочь. Об «обратном» назначении лодки не думал – его целью было создание механизма для рытья тоннелей для городских коммуникаций, добычи полезных ископаемых, геологоразведки и т.д.

По замыслам Требелева, подземная лодка должна была одинаково успешно двигаться как в воде, так и под землей. Советский инженер намеревался сконструировать специальное устройство, которое могло бы резко увеличивать температуру внешней оболочки и буквально прожигать землю…

В 30-х годах Требелев подметил, что с увеличением скорости обработки материала давление резания заметно снижается. Это позволяло снизить мощность агрегата, которым, собственно, и производится обработка. Совместно с конструкторами А. Кирилловым и А. Баскиным выпускник московского университета разработал машину, принцип передвижения которой был заимствован у коренного жителя подземелья – крота.

Перед составлением проектной документации ученые какое-то время наблюдали за жизнью земляных кротов, изучали их движения во время перемещения в толще грунта. Схемы движений получали при помощи рентгеновского аппарата. Исследования показали, что зверьки передвигаются вперед в основном за счет характерных вращений головой и лапами. Именно эту особенность Требелев решил положить в основу «субтеррины»: механизм должен был двигаться подобно традиционному штопору.

Официальных документов относительно чудо-машины, ставшей результатом работы творческого трио Кириллова, Баскина и Требелева, как и следовало ожидать от секретного проекта, не сохранилось. Технические и внешние характеристики можно описать лишь по неподтвержденным данным.

Лодка имела вид продолговатой капсулы, в передней части которой располагался огромный бур, посередине – не менее внушительный шнек. В задней части крейсера были предусмотрены 4 домкрата, назначение которых состояло в подталкивании субтеррины вперед подобно задним лапам крота, когда тот пробирается сквозь грунт. Бур должен был быть выполнен из твердосплавного металла для дробления даже твердых горных пород. Номинальная скорость капсулы – 10 м/час. Отработанная порода при этом должна была вдавливаться шнеком в стенки образовывающегося тоннеля. Скорость бура составляла 300 оборотов в минуту. Конструкторами была предусмотрена возможность управления механизмом посредством водителя либо удаленно, через многожильный кабель. Меняя усилие на домкратах, оператор мог изменять направление движения машины. Шнек был реверсивным, что давало возможность движения не только вперед, но и назад. Как и любой механизм, подземная лодка должна была получать энергию для функционирования. Требелев предусмотрел подвод электропитания с поверхности кабелем.

Ваш комментарий

Автор *
E-mail
Текст *
Защита от автоматических регистраций. Введите результат сложения.
1+Oдин* =

 

* - Поля обязательные для заполнения



Комментарии к материалу

Комментариев к материалу пока нет. Ваш комментарий будет первым.