Подземный крейсер – засекреченный проект СССР

Субтеррина Требелева – универсальная подлодка

Как это часто бывает с выдающимися изобретениями, идея создания устройства, способного передвигаться под землей так же, как подлодка в морских глубинах, витала в воздухе за много лет до появления соответствующего проекта. Невероятно, но описания фантастического агрегата, действующего по принципу гигантского штопора, содержались еще в архивах сотрудника Эдисона – мистера Чални, современника Жюля Верна.

В государственных архивах первые упоминания о необычной машине появились с подачи русского инженера, но случилось это отнюдь не в России, а в Германии. Русский эмигрант, полковник царской армии, сделавший карьеру на одной из швейцарских фирм, первым подал заявку в патентный комитет. В 1933-м году подобную машину спроектировал и запатентовал немецкий инженер В. Фон Верн, которой позже заинтересовались в ставке Гитлера с подачи тогда еще никому не известного офицера сухопутных войск фон Штауфенберга. Но проекту не суждено было реализоваться – фюрер вынес по нему отрицательную резолюцию…

В ходе обыска дома фон Штауфенберга (уже экс-офицера генерального штаба) после путча осенью 44-го служащими СМЕРШа были обнаружены и захвачены чертежи по подземной лодке. К систематизированию информации по данному проекту на Лубянке приступили лишь год спустя, бумаги произвели эффект разорвавшейся бомбы. Эксперты обнаружили в техническом описании явно не немецкую фамилию – Требелев. В ходе внутреннего расследования выяснилось: одно из областных отделений НКВД еще в 33-м привело в исполнение приговор в отношении некоего инженера Требелева. За 2 года до ареста тот побывал в Германии, значит, немецкий шпион. Из протоколов допроса следовало, что в Берлине он встречался с немецким инженером и привез из Германии копии неких чертежей.

Документы Требелева, изъятые при обыске в 33-м, до 45-го оставались в спецхране того самого областного управления. Когда их доставили в Москву, выяснилось невероятное: ассистент попытался усовершенствовать немецкое изобретение, и это ему блестяще удалось. У бывшего шефа СМЕРШа и Министра государственной безопасности Абакумова появился еще один шанс начать собственную игру против конкурента – Берии. С таким материалом на подчиненных Наркома, едва не уничтоживших стратегическое изобретение, можно было идти на «самый верх». Министр государственной безопасности не стал терять драгоценного времени и решил как можно быстрей восстановить чертежи в полном объеме и построить лодку.

18 мая 1949 года от Абакумова Президенту Академии наук СССР Вавилову было отправлено служебное письмо: «Прошу предоставить в мое личное распоряжение группу экспертов – ученых геофизиков и инженеров-конструкторов горнопроходческого оборудования»…

Экспериментальная модель чудо-устройства была готова уже через 2 месяца. Однако Абакумов так и не дошел до Сталина с докладом о преступной халатности Берии – информаторы шефа НКВД вовремя донесли о планах генерала. Полученная информация стала для Берии еще одним поводом разделаться с ненавистным соперником, стремительно превращающим Министерство государственной безопасности в суперведомство.

В начале 50-х Нарком внутренних дел и Нарком вооружений Дмитрий Устинов объединили свои усилия. Вдвоем они убедили вождя, что работы по подземной лодке не имеют перспективы. Тем более, бурно развивался атомный проект, находившийся под руководством Берии. Подземная лодка снова, как и 10 лет назад в Германии, безнадежно застряла в бюрократических лабиринтах. К изобретению Требелева вернулись только в начале 60-х…

Ваш комментарий

Автор *
E-mail
Текст *
Защита от автоматических регистраций. Введите результат сложения.
Oдин+5* =

 

* - Поля обязательные для заполнения



Комментарии к материалу

Комментариев к материалу пока нет. Ваш комментарий будет первым.